Перейти к основному содержанию

В июле 1898 г. Тверское ремесленное училище было преобразовано в школу ремесленных учеников и передано в ведение Министерства Народного Просвещения. Срок обучения был сокращен до трех лет, по окончанию курса обучения выпускники получали звание «ремесленный ученик». С этого времени правительство ежегодно выделяло на содержание и развитие учебного заведения 7465 руб.

Преподаватели и учащиеся Тверского низшего технического училища. 1913 г

Здание квартир для служащих Тверского низшего технического училища (современный корпус 1Б). Построено в 1910 г.

Аттестат выпускника Тверского низшего технического училища. 1913 г.

В феврале 1900 г. состоялось открытие нового здания школы (проект архитектора А.П.Федорова). Общие расходы на его строительство и обустройство помещений составили 75 474 руб. 46 коп. По первоначальному проекту здание было рассчитано на 100 человек, что, по мнению горожан, не могло удовлетворить возросшую потребность города в квалифицированных рабочих кадрах. Данный вопрос активно обсуждался в прессе. «Тверские губернские ведомости» писали: «Ежегодный наплыв учеников в школу и увеличивающийся спрос на образцовых ремесленников при современном развитии промышленности, и устройстве французского вагоностроительного завода в Твери, требуют постройки школы, по крайней мере, на 200 человек». В результате, в процессе строительства, проект здания был пересмотрен и габариты здания увеличены до 117 человек.

По отзывам современников, размеры нового здания школы ремесленных учеников, техническое оснащение и оборудование было «небывалым» для учебных заведений подобного уровня. В специальных помещениях были установлены динамо-машина, водотрубный котел, паровая машина мощностью 40 лошадиных сил. Имелось электрическое освещение и паровое отопление. Большая часть оборудования было закуплена и установлена на средства попечителя школы И.А. Морозова.

В 1906 г. был разработан проект застройки участка земли, расположенного рядом со зданием школы. По этому проекту в 1908 г. южнее учебного корпуса было построено жилое здание для служащих школы. На этом же участке были возведены бревенчатый дом для мастеров, погреба и сараи, кроме того, сделаны пристройки к хозяйственному блоку учебного корпуса - для новых помещений мастерских. Постройка этих зданий завершила гармоничный, единый по стилистике архитектурный ансамбль школы ремесленных учеников.

По данным 1900 г. контингент учащихся школы ремесленных учеников насчитывал 106 человек, 90 % из них получали образование бесплатно. В 1903 г. число учащихся увеличилось до 169 человек. По-прежнему основную часть учащихся, около 80 %, составляли дети обывателей г. Твери. Согласно отчету Педагогического Совета учебного заведения, все учащиеся, успешно окончившие курс обучения, занимаются именно тем ремеслом, которому они обучались, получают «приличное вознаграждение» и «живут вполне с достатком». В отчете также отмечалось, что «учреждения и хозяева дорожат такими служащими мастерами».

Однако сокращение срока обучения в школе с четырех до трех лет негативно сказалось на уровне подготовки учащихся. Сотрудники школы, осознавая необходимость увеличения срока обучения, неоднократно поднимали вопрос об изменении статуса учебного заведения. В 1903 г. учитель-инспектор школы ремесленных учеников А.Н.Коняев направил в Министерство Народного Просвещения ходатайство, в котором привел следующие аргументы в пользу преобразования школы в училище: «В настоящее время, после трехлетнего обучения, … выпускаются лица, хотя и превосходящие, как показывает опыт, и по своему развитию, и по познаниям, окончивших бывшее четырехклассное ремесленное училище, но все-таки еще с недостаточно широкими сведениями, и выдвинуться из ряда обыкновенных рабочих на относительно солидную дорогу им будет все тяжелее и тяжелее, если школа не повысит своей программы, при современном быстром ходе промышленности и все возрастающем спросе на действительно широкие знания».

Министерство Народное Просвещения поддержало ходатайство о преобразовании Тверской школы ремесленных учеников, предложив несколько вариантов ее реорганизации. По мнению профессора Н.И.Тавилдарова, управляющего отделом промышленных и профессиональных учебных заведений Министерства Народного Просвещения, для г. Твери наиболее оптимальным являлось преобразование школы ремесленных учеников в четырехклассное низшее техническое училище по примеру Вязниковского технического училища (единственного учебного заведения подобного рода в России). При училище предусматривалось создание ремесленной школы, также с четырехлетним сроком обучения, в которую бы переводились те учащиеся, которые не справились с программой обучения в училище.

По подсчетам организаторов, затраты на преобразование школы ремесленных учеников в низшее техническое училище должны были составить 12 тыс. руб., кроме того на содержание училища ежегодно требовалось 16 020 руб., что значительно превышало государственную субсидию. Министерство Народного Просвещения рекомендовало городским властям взять на себя все расходы по реорганизации учебного заведения, учитывая ту пользу, которую принесет училище городу. В июле 1909 г. Тверская школа ремесленных учеников была преобразована в низшее техническое училище. Директором училища был назначен А.Н.Коняев.